Не успели «семёрки» появиться в продаже и толком опробоваться в работе, как начали появляться первые «ласточки» с отзывами. По понятным причинам, далеко не все из них положительные. Однако наряду с безобидными замечаниями о марком корпусе глянцевой версии и т.п. фактах, появилась информация о том, что новый яблочный флагман нестабилен.
На данный момент имеется несколько жалоб на самовозгорание айфонов нового поколения. И это уже не просто дело удобства или эстетики – речь идёт о безопасности владельцев. Поэтому в ответ на обвинения и имевшийся факт возгорания Apple пообещала во всём разобраться и выдать свои оценки реальности такой угрозы с комментариями.
Горящие флагманы
В частности уже известно о двух случаях самовозгорания айфонов. О первом случае заявил пользователь из Китая ещё в начале октября. Его «семёрка» раскололась надвое прямо в руках — во время видеосъёмки. В результате владелец получил повреждения лица и рук.
По другому факту известно, что австралиец — Мэт Джонс, отправляясь на тренировку по сёрфингу, оставил свой новенький айфон в закрытом автомобиле. По возвращении он увидел заполненный чёрным едким дымом салон, с пропаленными креслами и полусгоревшей одеждой внутри. Под ней оказался оплавленный корпус iPhone 7. По всей видимости, именно он и стал причиной пожара.
На представленном в качестве подтверждения фото хорошо виден вздутый аккумуляторный блок. Радиальное расположение характерного нагара — в центре испорченного смартфона, явно говорит об источнике возгорания.Вот, собственно, то, что увидел по возвращении владелец вместо новенькой «семёрки», купленной лишь неделю назад.Помимо безвозвратно утерянного устройства и чехла к нему, пожаром была испорчена сменная одежда хозяина, несколько кресел и обивка салона. Кроме того, из-за сильного задымления, всё авто пропиталось едким запахом горелого.
Почему так происходит?
Если говорить об этом конкретном инциденте, то причины его возникновения просто лежат на поверхности. Длительное нахождение в закрытом, не проветриваемом помещении, при отключённой системе кондиционирования, когда корпус машины раскаляется как духовка – всё это вполне способно было навредить не «обкатанному» как следует аккумуляторному блоку. Да ещё к тому же на нём лежали брюки, также препятствующие отводу тепла. Частично именно это и могло спровоцировать перегрев смартфона.
Кроме того, если судить по фото с места происшествия, этот айфон ещё и находился в чехле. А он, как известно, также способствует перегреву из-за замедления теплообменных процессов между корпусом и окружающей средой. Не исключено, что встроенный датчик температур не сработал, или сработал, но пользователь не имел возможности вовремя принять меры по устранению агрессивного воздействия на устройство.По уверению владельца, в этот момент гаджет не находился на зарядке. Так что версия взрыва во время зарядки исключается. Многие эксперты поспешили предположить, что Мэт до этого мог использовать для подзарядки в авто несертифицированные устройства с кабелями. Однако он опроверг это утверждение, уверив, что пользуется исключительно «родным» зарядным «шнуром».
Также пользователь заявил, что ни разу не ронял устройство, и вообще обращался с ним достаточно бережно. Поэтому версию с механическим повреждением можно отбросить. Хотя герметичность внешней оболочки аккумулятора могла быть нарушена ещё на стадии производства – кто знает?
Но по факту даже сам владелец не может с полной, 100-процентной уверенностью утверждать, что именно «семёрка» стала причиной пожара, так как в сам момент воспламенения он находился вне машины. А значит, это всего лишь его догадки и предположения.
Именно из-за всех этих неясностей представители компании пока что никак не комментируют данное событие, пообещав провести собственное расследование произошедшего.
Как избежать подобных проблем?
На бесперебойную работу системы питания гаджетов напрямую влияют любые механические повреждения при падении. Не стоит сбрасывать со счетов и факторы среды: жара, мороз или повышенная влажность. В общем-то, производители всегда чётко прописывают предельно допустимые значения температур, необходимые для бесперебойной работы устройства. Но кто из нас их читает, и уж тем более соблюдает, эти правила и рекомендации? Единицы!
Так по рекомендации производителя, наиболее комфортный температурный режим для бесперебойной эксплуатации смартфонов составляет от 0 до 35 ˚С. Для длительного хранения допускается интервал от -20 до 45 ˚С. Причём батарея не должна быть полностью разряжена, оптимально, если на ней будет оставаться около 40 % заряда.
Доказано, что для литий-ионных систем особенно неблагоприятен перегрев. Поэтому не стоит надолго оставлять смартфон в закрытой машине или под прямыми солнечными лучами.
В таких условиях главная причина самовозгораний кроется в активации химических процессов электролитной составляющей батареи. При этом выделяется большое количество газов (поверхность аккумулятора вспухает) и попутно высвобождается тепло. Такая гремучая смесь вполне способна спровоцировать взрыв, так как эти газы легко воспламеняются.
По идее, встроенный в аккумуляторный блок контроллер должен препятствовать возникновению упомянутых процессов, но это не всегда происходит. Например, когда тепловой разгон происходит очень стремительно (как в случае с австралийским пользователем айфона), штатные системы защиты от перегрева могут и не справиться. То же самое может произойти при слишком длительной подзарядке, если вдруг контроллер будет неисправен.
Поэтому чтобы избежать таких ситуаций, важно пользоваться фирменными зарядными устройствами, рассчитанными именно на этот смартфон. Это позволит исключить риск замыкания из-за их несовместимости.
Во время зарядки смартфон должен находиться вдали от источников тепла (интенсивного солнечного света, радиатора, печки и т.д.). В знойное летнее время рекомендуется даже снимать чехол с устройства. Всё потому что во время подзарядки электроны усиленно двигаются по электролиту, из-за их «трения» также образуется тепло. И в этот период важно обеспечить хороший теплообмен.
Также не стоит злоупотреблять так называемой «быстрой зарядкой» — блоком питания повышенной мощности. Используйте его лишь в случаях острой необходимости, так как ускорение процесса передвижения электронов от катода к аноду, само по себе, провоцирует местное повышение температуры.
Кроме того разогнанные ионы лития не успевают равномерно распределиться по всей батарее, и со временем они начинают собираться в пассивные игольчатые структуры. В результате резко падает эффективность аккумулятора и возрастает риск возникновения замыканий.
Нежелательно доводить устройство до полной разрядки. Допускается это делать где-то раз в месяц, и то исключительно для калибровки встроенного счётчика, отображающего процент оставшегося заряда.
Выводы
По факту получается, что пользователь из Австралии сам отчасти виновен в произошедшем, т.к. нарушил безопасный температурный режим при эксплуатации. Но всё же никто из нас не хотел бы оказаться на его месте – выйдя, например, за покупками, вернуться и застать дымящееся авто с обуглившимся смартфоном за 60 тысяч рублей внутри.
Данная проблема актуальна не только для смартфонов марки, практически все современные мобильные гаджеты потенциально ей подвержены. Схожая досадная проблема — с перегревом аккумуляторных блоков (и, как следствие, самовозгоранием или даже взрывом), имевшая место у флагманов ближайшего конкурента – компании Samsung, постигла теперь и мобильное детище Apple.
Всему виной гонка за лидерство и желание производителей оптимизировать работу, а значит, и «долгожительство» устройств. В результате их аккумуляторы работают с максимальной нагрузкой, постоянно находясь на пределе своих возможностей. Их приходиться заряжать каждый день, и из-за этого явно прослеживается тенденция быстрой деградации ёмкости.
Понятно, что имеющиеся на данный момент «Li—ion» —технологии исчерпали свой ресурс. Пришла пора придумать что-то кардинально новое, чтобы иметь возможность увеличить длительность автономной работы без риска для жизни пользователей.